Сергей КОСТАРЕВ - персональный сайт
Четверг, 28.03.2024, 16:15
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа


Меню сайта

Разместить ссылку

Социальные сети
  • Я - facebook
  • Я - twitter
  • Я - ЖЖ
  • Я - instagram
  • Я - vkontakte
  • Я - LinkedIn
  • Я - ВОмске
  • Я - БК55
  • Я - ОмскПресс
  • Я - Википедия

  • Сайты - друзья
  • Экологический комитет
  • CommOn
  • Омская крепость
  • Экодело
  • Реки для жизни

  • Погода
    Омск 

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Время жизни сайта

    Главная » 2012 » Декабрь » 30 » Про образование
    22:07
    Про образование
    За несколько дней до наступления нового года получил предложение открыть свой блог на БК55. Решил первый пост посвятить теме, которую знаю изнутри - высшему образованию.

    «Учись, мой сын! Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни»
    А.С.Пушкин

    Непрекращающиеся скандалы и скандальчики в вузах, всероссийские споры с привлечением экспертов, общение с коллегами по цеху, постоянный контакт с беспрерывно подрастающим поколением, пополняющим наши местные университеты, наводят на грустные мысли, с которыми хочется в конце концов расстаться, чего и всем желаю в наступающем году.
    Главный вопрос, который меня беспокоит: а действительно ли наше образование бедствует? Или это происки тунеядцев, которые не хотят учиться или учить, и наша российская высшая школа есть вершина современной системы знаний? Не знаю я объективных ответов на подобные вопросы, но знаю то, что вижу и чувствую, отработав четверть века в самых разных вузах в качестве преподавателя. А вижу я очень прямой и быстрый путь, направленный в какую-то ужасную пропасть бюрократизма, где нет места творчеству и риску, а следовательно и победам, где не ждёт нас жаждущий знаний студент, где… А впрочем не стоит перечислять все те апокалиптические картинки, которые не способствуют продуктивной рефлексии, но попробовать высказать то, до чего додумался, имеет смысл.

    Основной вывод: реформа российского образования очень эффективна и успешна.

    Но не пытайтесь обвинять меня в коллаборационизме или глупости, не всё так просто. Я исхожу из утверждения, что система образования – это такой социальный институт, который служит прежде всего государству, а следовательно старается удовлетворить государственные интересы. Было у нас советское социалистическое государство – делали мы «строителей коммунизма» (успешно, стоит отметить, делали), а то, что часть специалистов из наших «строителей коммунизма» оказывались сильно востребованными во вражеском капиталистическом лагере и даже изредка становились Нобелевскими лауреатами – так это просто пережитки технологии.

    И вдруг идеи всеобщего равенства, братства и бедности оказались неактуальными, и стал формироваться иной взгляд на устройство нашей страны. Кто и зачем это сделал (и делал ли вообще) – вопрос интересный, но не для этого текста. Процесс смены парадигмы продолжался пару десятилетий и привёл к формированию сильно бюрократического государства. Не берусь оценивать ценность такой жёсткой системы управления в целом, но выскажу своё мнение в отношении системы образования.

    Итак, бюрократическому государству нужен кто? Правильно, человек-винтик. Можно заменить слово на образное «шестерёнка», автомат, а можно прямо сказать – бессловесный исполнитель. Что для этого надо? Два простых условия: отлаженная система иерархических отношений (кто сверху, тот и главный), и человек, который не будет стараться эту систему поломать. Систему отношений строят наши государственные и прочие бюрократы, а вот человека приходится готовить посредством образования, больше всенародных институтов управления человеческим поведением практически не осталось: все попытки вновь поручить эту функцию религии безуспешны, традиции разрушены, а идеология отсутствует. И что же делает наша государственная машина добра? Она формирует такую систему образования, которая «научит» вновь подрастающее поколение даже мысли не иметь о собственном государственнозначимом поступке. Иными словами, отучает человека быть «животным политическим».

    В высшей школе это происходит чаще всего за счёт жёстких рамок деятельности преподавателя. И здесь смею отметить несколько уникальных находок нашей бюрократии.

    Первая инновация российского образования: установить оплату труда так, чтобы преподаватель из развивающегося творца превратился в промышляющего ремесленника. Действительно, профессор может обеспечить себя доходом, но для этого он вынужден работать ставки эдак на две с половиной – три, не меньше. Коллеги знают к чему это приводит: произведений искусства, коими должны становиться отдельные студенты, всё меньше и меньше, а скоро их совсем не будет. Кстати, бюрократ в образовании (так называемый управленец) оплачивается в разы (а иногда и в десятки раз) больше, чем преподаватель. К чему бы это?

    Вторая техника сдерживания роста персонального интеллекта: увеличение количества обучаемых, приходящихся в среднем на одного преподавателя до 20-30 человек. В таких условиях не то что произведения искусства из студента не получается, а даже приличного серийного экземпляра не выйдет – одни поделки. Кстати, в нормальных зарубежных вузах вполне хватает одного-двух студентов на преподавателя. Чувствуете разницу?

    И третья, самая опасная, технология: заставить преподавателя быть бюрократом. Почему самая опасная? Да потому, что бюрократ ничему не может обучить, но может сделать видимость и обеспечить соответствие требованиям. Вот и занимаются доценты с кандидатами составлением всяческих бессмысленных, с точки зрения создания уникального продукта, типовых бумаг и бумажек. Под неусыпным контролем целой сети «управленцев» подсчитывают, чтобы число в правой колонке соответствовало сумме чисел в строке, или чтобы дата и время запланированного через три месяца занятия были точные… Не хочется описывать весь абсурд происходящего, но не могу не высказать своё мнение. Эти бумагомарательные технологии не имеют никакого отношения к качеству обучения, ну если только снижают его. А нужны они исключительно бюрократам, чтобы отбить у творческих людей желание что-либо придумывать и внедрять. И, конечно, очень слаба надежда, что новые молодые новаторы и инноваторы в таких условиях устремятся в вузы преподавать.

    Как следствие – очень скоро у нас в стране перестанут готовить людей, способных к обучению и саморазвитию. Наступит рай для бюрократов, которые таким образом завершат то, что задумали. Причём сопротивляться им в ими же созданной системе отношений практически невозможно. Но выход есть всегда. Какой? Об этом расскажу в следующем году.

    PS
    Но несмотря ни на что, люди у нас хорошие. Даже в таком агрессивном окружении удаётся им противостоять бюрократическому аппарату, и появляются у нас талантливые студенты, из которых потом вырастают выдающиеся специалисты. Только печально, что всё чаще и чаще уезжают они от нас. Как бы этот источник нового вообще не иссяк.

    Оригинал

    Просмотров: 1379 | Добавил: Kostarev | Теги: бюрократия, образование, студент, профессор | Рейтинг: 0.0/0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Календарь
    «  Декабрь 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31

    Облако тэгов
    стажировка алматы казахстан Англия конференция заметки вода водный форум Манклэр инноватика скверы ЗА Омск США ндс Радио Свобода радиомост Костарев политика ИУВР Интервью приоритеты Оксфорд брейншторминг SMART-задача направления деятельности губернатор Суриков план действий chaox выборка своими словами водные ресурсы ГОРОД рбк устойчивое развитие урбанполитика Дюркгейм Экологический комитет Лекции игра интернет плотина метод Колба болгария психология Тест яблоко ртуть консалтинг Клиент модель 7С блог Жизненный цикл процесс кремниевый завод индикаторы управление проектами роли соционика SWOT-анализ дневник Эколог Система удостоверение власть Иноземцев Иртыш гражданин мэр самоорганизация управление политический анализ дерево проблем анализ проблем кремний экология протест экологическое проектирование американцы дерево задач омск политическое управление общественное участие модель парки Митинги #ЗАОмск выборы СМиПУР Проект анализ ситуации вебер исследование Команда МНИ видение стейкхолдеры история Социология презентации

    Калькулятор

    Архив записей

    Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz