Скоро начнётся приём в вузы, но уже сейчас в некоторых вузах десятки выпускников школ претендуют на каждое бюджетное место. Что хотят абитуриенты, и что получат?
Помню, лет десять назад довелось побывать в составе группы российских преподавателей в Оксфордском университете. Изучали мы методы дистанционного образования, но запомнилась та поездка ещё и казусом, показавшим радикальное отличие российского и британского понимания цели образования. На одном из занятий, которое вёл выпускник Оксфордского университета, участник нашей группы профессор из Сургута спросила: "А какой он, диплом Оксфорда? Можно посмотреть?". Вполне себе российское любопытство. Выпускник Оксфорда, достаточно молодой человек, долго не мог понять, что от него хотят, несмотря на то, что переводчик, преподаватель омского педуниверситета, объясняла ему наше желание очень образно. В конце концов, англичанин догадался, уточнив: "Это та бумажка, которую дают после окончания университета? Была такая, но я не помню, где она лежит". Теперь удивляться пришлось нам: "А как же Вы доказываете, что окончили Оксфорд?". Ответ меня поразил своей неподкупной очевидностью: "Так я же многому научился в университете и могу хорошо работать". Возможно, что это был частный случай, и другие выпускники престижных университетов хранят и лелеют свои дипломы, но подход к образованию у них от этого не меняется: учиться, чтобы много знать и хорошо работать, а не для того, чтобы иметь «диплом государственного образца».
Но у нас, к сожалению, всё по-другому. Преподаю уже не один десяток лет и время от времени спрашиваю у студентов: "Зачем вы учитесь?". Практически всегда получаю быстрый и откровенный ответ: "Диплом нужен". Очень редко кто-нибудь, улыбнувшись, говорит, что за знаниями пришёл. Если же поинтересоваться, а что даёт обладание дипломом, то быстрых ответов не получается, а их диапазон охватывает от «мама сказала, что надо» до «на работе требуют».
Такой утилитарный подход, когда качество образования оценивается записью названия университета в дипломе, порождает и особые технологии обучения. Представьте себе, что вы пришли в кинотеатр, купили билет, а на входе в кинозал начинаете уговаривать контролёра не пускать вас в зал. Он упорствует – заставляет проходить, тогда вы предлагаете ему ещё денег, только чтобы не смотреть фильм. Абсурд? Абсурд. Но именно так ведут себя многие студенты (особенно те, кто учится на коммерческой основе), во время обучения в вузах.
Поработав в университетах, начинаешь замечать, что такая ситуация устраивает многих. Студенту не надо загружать себя посещением занятий и подготовкой к зачётам и экзаменам. Благо есть много хитрых и легальных способов «откупиться» от назойливого преподавателя, заплатив за дополнительные занятия, или «заказав» НИР кафедре. Или, что ещё надёжнее, договориться с руководителями вуза или учебным отделом. Проще и преподавателям – не надо упираться и тратить много времени на принуждение студентов к учёбе (за что, кстати, никто и не похвалит), а лучше использовать сэкономленное время на написание бессмысленных, но абсолютно обязательных отчётов, чтобы пройти очередную аттестацию и не лишится работы. Хорошо и административному аппарату вузов: студенты регулярно платят, да ещё и доплачивают. Никого не приходится выгонять за неуспеваемость, а следовательно вуз получает стабильный доход. Есть, конечно, преподаватели, которые возмущаются требованием руководства: «Двойки не ставить, а то премии не получите!». Но это, скорее, «временный порыв несовременных перфекционистов», которых либо быстро успокаивают, либо принуждают увольняться, так как они заставляют студентов чрезмерно напрягаться.
В целом, в университетской среде создаётся ситуация, в которой ценятся не знания и умения, а способность приспосабливаться к самым абсурдным требованиям начальства. Сейчас преподавателям выгоднее «не подпрыгивать» и «быть как все» - это гарантирует мирное существование и надбавки к зарплате за высокую квалификацию, что важно при очень низком уровне обычной оплаты, находящейся, например, для профессора на уровне средней зарплаты по региону. При этом каждый год увеличивается аудиторная нагрузка на преподавателей, дошедшая в омском госуниверситете до 900 часов на одну ставку профессора в наступающем учебном году. Несведущие люди могут подумать, что это не так уж и много, но любой практикующий преподаватель знает, что это почти в два раза больше, чем в советское время, когда и зарплата профессора была не «средняя по региону», и образование соответствовало мировому уровню.
Что в этих условиях предстоит новым студентам? Столкнуться с современной российской реальностью, где важна форма, а не содержание, где ценятся документы «государственного образца», а не тяга к знаниям. И ещё одно испытание предстоит им, когда они закончат вуз и узнают, что на хорошую работу попадают не те, кто хорошо и много учился, а те, у кого есть «знакомства» (как говорится – «волосатая рука»).
К чему это ведёт? К полному разрушению высшего образования в стране и падению интереса к знаниям. Пафосное утверждение, но это правда.
|